
24

свобода словасобытия

Орган государственной цензуры,
которому никто не вправе указывать

Славянская партия по-
лучила ответ от Нацио-
нального совета по те-
левидению и радове-
щанию на наши требо-
вания, переданные в
Нацсовет во время пи-
кета 20.10.2008 года.
Мы обратили внимание
Нацсовета, что их ре-
шение прекратить рет-
рансляцию ряда рос-
сийских телеканалов
есть абсолютно не обо-
снованное. И что кана-
лы, ретрансляция кото-
рых была прекращена,
не нарушали украинс-
кое законодательство и
никаких конкретных на-
рушений не было выяв-
лено ни нами, ни Нац-
советом. И на этом ос-
новании предложили
отменить решение №
1738 от 1.10.2008 года.
Ответ нас просто обес-
куражил. Оказывается,
они тут цари и боги, а
мы даже не имеем пра-
ва к ним обращаться и
чего-либо требовать. Ну
просто на голову не на-
денешь! В своем отве-
те от 2.12.2008 за номе-
ром 16а/3308 они пи-
шут буквально следую-
щее. «Повинні зауважи-
ти, що ні політичні партії,
ні місцеві органи влади, ні
громадські об’єднання
та окремі громадяни не
мають права вказувати
Національній раді - кон-
ституційному, постійно
діючому колегіальному
органу, метою діяль-
ності якого є нагляд за
дотриманням законів
України у сфері телера-
діомовлення, а також
здійснення регуляторних
повноважень, передба-
чених цими законами,
які рішення вона має ух-
валювати чи скасовува-
ти.» Дальше они цити-
руют законодатель-
ство. О том, что
субъект хозяйствова-
ния, находящийся под
юрисдикцией Украины,
должен привести со-
держание ретранслиру-
емых программ в соот-
ветствие с законом. Ну
закон он и в Африке
закон. Процитировать
закон и школьник мо-
жет.  Но ведь ни едино-
го конкретного факта
несоблюдения закона,
и снова никаких конк-
ретных претензий. А тот
факт, что операторы (по

крайней мере киевские)
как раз все в соответ-
ствие привели и даже
рекламу российскую
полностью заменили на
украинскую и на укра-
инском языке - Нацсо-
вет будто и не видит.
Ведь субъект хозяй-
ствования – это опера-
тор программной услу-
ги, который осуществ-
ляет ретрансляцию с
разрешения телекана-
ла, а не телеканал, ко-
торый иностранный и на
территории Украины не
лицензируется. То-есть,
Нацсовет имеет дело с

операторами, которые
осуществляют ретранс-
ляцию и получают на
это лицензию. Причем с
каждым оператором от-
дельно,  а не с канала-
ми, которые эти опера-
торы ретранслируют.
Лицензировать же ино-
странные телеканалы и
легализовывать их дея-
тельность на Украине
Нацсовет просто не
вправе. Законом про те-
левидение и радиове-
щание (статья 23) это
прямо запрещено.
Но смотрите сами, что
Нацсовет пишет. «Ми
переконані, що якби
політичні партії та
органи місцевої влади
не чинили неправомір-
них дій і не підбурюва-
ли провайдерів про-
грамної послуги до не-
виконання норм за-
конів України та
рішень регуляторного
органу в телерадіоін-
формаційній сфері, пи-

тання адаптації те-
лепрограм вже давно
були б вирішені. Націо-
нальна рада йде на-
зустріч тим мовни-
кам, які бажають лега-
лізувати свою
діяльність в Україні.
Приміром, 5 листопада
2008 року, розглянувши
звернення керівників
двох російських теле-
каналів „Первый ка-
нал. Всемирная сеть”
та „РЕН ТВ” щодо
здійснення ними комп-
лексу заходів з адап-
тації програм і передач
до чинного українсько-

го законодавства, На-
ціональна рада ухвали-
ла рішення про тимча-
сове поновлення рет-
рансляції телеканалу
„Первый канал. Все-
мирная сеть” у ка-
бельних мережах»
То-есть иностранный ка-
нал обратился и они воп-
рос решили. Как? На ос-
нове Закона? Нет. Под
ковром договорились.
И кто кому сколько дал
и в чей карман – неиз-
вестно.  Потому как ни-
чего не изменилось в
содержании передач те-
леканала. Да и не мог-
ло. Канал российский.
Транслируют то, что
Россия хочет. Для себя
и для других. И никто не
вправе указывать инос-
транному каналу, что
включать в программу,
а что нет.  Ну рекламу
заменить можно. Так
операторы это и так
сами делают. И еще

деньги за это берут с
рекламодателей.
А  что говорят сами рос-
сияне по этому поводу?
Вот что пишет
«Газета.Ru»  Украина не
разрешила трансляцию
ни одного российского
федерального телека-
нала. Вместо этого ли-
цензию получат плат-
ные телеканалы, транс-
лирующие шансон и
кулинарные рецепты.
Российские компании
утверждают, что им до
сих пор не сформули-
ровали сути претензий!
Украинский нацио-
нальный совет по теле-
радиовещанию разре-
шил вещание на терри-
тории страны 13 рос-
сийским телеканалам.
Об этом сообщила
пресс-служба Нацсове-
та. Это телеканалы «Ки-
ноклуб», «Боец», «Наш
футбол», «Многосерий-
ное ТВ», «Индия ТВ»,
«Авто плюс», «Инте-
ресное ТВ», «Ля-минор
ТВ», «ТВ Бульвар»,
«Кухня ТВ», «Сара-
фан», «Радость моя»,
«24 Док». По заключе-
нию совета, все они со-
ответствуют требовани-
ям Европейской кон-
венции о трансгранич-
ном телевидении. Рет-
рансляция таких кана-
лов на территории Укра-
ины не ограничивается.
Таким образом, ни один
российский федераль-
ный телеканал не смо-
жет возобновить транс-
ляцию на Украине, хотя
ранее свои программы
транслировали «Рос-
сия», РЕН ТВ и ТВ
центр.
Большинство разре-
шенных телеканалов
являются платными
спутниковыми. «Наш
футбол» и «24 Док» вхо-
дят в пакет «НТВ-
Плюс». «Сарафан-ТВ»
– недавно запущенный
телеканал для граждан
России, отдыхающих
за рубежом. Владель-
цы сарафанного теле-
видения не раскрыва-
ются. Гендиректор ком-
пании Дмитрий Ревзон
заявлял ранее, что 54%
туристического ТВ при-
надлежит частным фи-
зическим лицам, ос-
тальным владеет деве-
лоперская компания
Albion Innovat ive

Resources. Недавно
компания заключила
контракт на вещание
в полусотне отелей
Турции.
Остальные каналы
входят в телехолдинг
Red Media, специали-
зирующийся на про-
даже платного ТВ-кон-
тента. «Все наши ка-
налы распространя-
ются только платно»,
– рассказал генераль-
ный директор телека-
налов холдинга Ро-
ман Столярский.
«Вводившиеся на Ук-
раине запреты на ве-
щание российских
каналов на нас никак
практически не отра-
зились – каналы Red
Media вне политики»,
– пояснил Столярский
.
Так что Нацсовет го-
ворит правду, когда
пишет «Національна
рада неодноразово
наголошувала, що
вимога приведення
змісту програм за-
рубіжних мовників до
чинних українських
законів не сто-
сується мовного пи-
тання та закликала
лідерів політичних
партій припинити
спекуляці ї на цій
темі.» Язык действи-
тельно не при чем.
Речь идет об откро-
венной политичес-
кой цензуре.  Ну не
нравится Нацсовету
содержание новостей
на РТР планета и дру-
гих каналах. Только
прямо этого сказать
не хотят. Интересное
ТВ с сексом – это
можно, а новости
нельзя. А закон кро-
ме секса, сцен наси-
лия, языка и рекламы
ничего больше не ре-
гулирует. Все осталь-
ное в Украине можно.
Так по закону.  Значит,
придется судиться и
привлекать чиновни-
ков к ответу.  Другого
выхода нет.  А после
выборов просто ра-
зогнать нынешний
Нацсовет. И избрать
туда профессиона-
лов, а не цензоров.

Александр Лузан,
первый  зам. предсе-
дателя Славянской
партии

Украинский суд
запретил транзит
российского газа
по территории
Украины в Европу
Хозяйственный суд Киева
запретил Национальной ак-
ционерной компании “На-
фтогаз Украины” осуществ-
лять в 2009 году транзит рос-
сийского природного газа по
территории Украины по
цене 1,6 долларов за 1 тыс.
куб. метров на 100 км по до-
говору, заключенному в
2006 году до 31 декабря 2010
года. Об этом сообщила
пресс-служба Министер-
ства топлива и энергетики.
Суд принял такое определе-
ние по иску министерства о
признании недействитель-
ными договоров о транзите
российского газа по терри-
тории Украины, заключен-
ных до конца 2010 года, со-
общает proUa со ссылкой на
“Украинские новости”.
Основанием о признании
недействительными этих до-
говоров является то, что они
заключены бывшим замес-
тителем председателя прав-
ления “Нефтегаза Украины”
Игорем Ворониным, кото-
рый не имел на это соответ-
ствующих полномочий со
стороны Кабинета Мини-
стров.
Председатель комитета Гос-
думы России по междуна-
родным делам Константин
Косачев заявил, что украин-
ские суды не уполномочены
принимать решения, касаю-
щиеся соглашения о транзи-
те российского газа через
территорию Украины.
“Это не более чем фильки-
на грамота”, - заявил Коса-
чев, сообщает “Корреспон-
дент” со ссылкой на “Ин-
терфакс”.
Так он прокомментировал
решение хозяйственного
суда Киева, который своим
определением запретил ком-
пании Нафтогаз Украины
осуществлять в 2009 году
транзит российского при-
родного газа по территории
Украины

Газпром подает на
Нафтогаз в
Стокгольмский суд
«Газпром» принял решение
подать в международный ар-
битражный суд Стокгольма
иск обязать «Нафтогаз Укра-
ины» обеспечить беспрепят-
ственный транзит российско-
го газа в Европу по террито-
рии Украины. Об этом заявил
глава правления «Газпрома»
Алексей Миллер.
«Иск будет подан в соответ-
ствии с контрактом об объе-
мах и условиях транзита рос-
сийского природного газа по
территории Украины евро-
пейским потребителям в
2003-2013 годах от 21 июня
2002 года», - пояснил он.
В рамках данного иска «Газ-
пром» просит суд принять в
максимально короткие сро-
ки обеспечительные меры,
запрещающее «Нафтогазу
Украины» принимать любые
действия, направленные на
сокращение транзита россий-
ского газа в Европу.


